Никита (reznikers1) wrote,
Никита
reznikers1

Categories:

Gluck - Iphigénie en Aulide et Tauride, Theater an der Wien, 24.10.2014

DSC08514

Musikalische Leitung - Leo Hussain
Inszenierung und Licht - Torsten Fischer

Diane | Iphigénie - Véronique Gens
Iphigénie | Diane - Lenneke Ruiten
Agamemnon | Thoas - Christoph Pohl
Clytemnestre - Michelle Breedt
Oreste - Stéphane Degout
Pylade - Rainer Trost
Achille - Maxim Mironov
Calchas | Scythe | Le ministre - Andreas Jankowitsch
Première Prêtresse | Femme grecque - Çigdem Soyarslan
Deuxième Pretresse - Johanna Krokovay
Oreste & Pylade als Kinder - Angelo Margiol, Samuel Jung
Orchester - Wiener Symphoniker
Chor - Arnold Schoenberg Chor (Ltg. Erwin Ortner)


Постановочная команда объединяет две оперы в одну историю. Сначала идёт "Ифигения в Авлиде", а после перерыва "Ифигения в Тавриде". В двух операх используются одинаковые персонажи, но в разных операх они выступают под разными именами. Костюмы они при этом не меняют. Вырезано больше 1,5 часа музыки. Особенно из "Авлида". Глюк в "Авлиде" еще не до конца пришел к сквозному действию, как в "Тавриде" и поэтому постановщики вырезают всё, что этому мешает. Вырезаны все дивертисменты. Идёт сгущение действия. В конце "Авлида" визуализированы сцены гибели рода Ифигении, которые она рассказывает в "Тавриде". В "Авлиде", как я понял, используется версия Вагнера, где в финале Диана переносит Ифигению в свой храм в Тавриде. Декорации условные, в основном белые бетонные стены.

[Описание постановки. Фото украл с сайта театра и из брошюры.]Ифигения в Авлиде
Сцена из двух стен. Посередине золотой шар на котором лежит Агамемнон. На переднем плане Ифигения-А и Диана-А (во второй части они меняются ролями, Диана-А появляется с самого начало оперы и следит молча за происходящим на сцене и вообще они похожи друг на друга). У Ифигении и Дианы преобладают плавные, неспешные движения и скорбь на лице. Остальные герои проявляют ярость и резкость. Агамемнон просыпается и поёт свою арию. Во время неё берет пистолет и направляет себе в голову /Диана требует принести в жертву его дочь - Ифигению-А/. На полу лежат мужчины в черных костюмах и черных кожаных перчатках /греки/. Они поднимаются и начинают вращать шар против часовой стрелки. Потом помогают Агамемнону спуститься с него на пол. Вбегают мужчины и женщины в белых одеждах с чёрными перчатками. С пола поднимается Ифигения-А в черном платье и синим плащом поверх него. Прибегает Ахилл и взбирается на шар. Сцена Ифигении-А и Ахилла.

Появляется Клитемнестра. Сцена поворачивается. Мы видим стену в виде полусферы /Зал во дворце Агамемнона/. На передний план сцены опускается конструкция из отрытых жалюзей. Клитемнестра умоляет Ахиллеса спасти невесту. В это время на заднем плане мужчина кровью на белой стене пишет имя Ифигении.

Жалюзи поднимаются. К полусфере проходят мужчины. Начинают снимать с себя верхнюю одежду, оставив оголенным торс. Один берёт в руки автомат. Потом передает другому. Ифигения-А снимает с себя синий плащ и передаёт его Диане-А.

Смена сцены на первоначальную. Золотой шар укатился на задний план. На нем лежат те самые мужичи с голым торсом. Калхас идет из глубины сцена на передний план с ножом. Агамемнон приходит в кожаном поношенном плаще с маленьким Орестом. Агамемнон направляет пистолет на Ахилла, потом Ахилл перехватывает его у него и направляет на Агамемнона:

Ахилл направляет пистолет на Ифигению-А. Начинает душить её. /Далее начинается сцена убийства рода Ифигении, которой у Глюка здесь нет/
Калхас передаёт нож Агамемнону и он перерезает горло Ифигении-А в белом платье /Ифигения хочет исполнить волю богов/:

Клитемнестра выхватывает нож и зарезает Агамемнон. Маленький Орест выхватывает нож у Клитемнестры и убивает её. Подходит Патрокл и забирает нож у мальчика. В действие вступает Диана-А. Сцена поворачивается к полусфере, а там на полу лежит Ахилл и параллельно ему еще несколько мужчин в серых трусах. На выступе в стене сидит Ифигения-А (то есть Диана-Т) уже в чёрном платье и чёрной шалью на голове. Под ней венок. Правее кровавое пятно.

Далее вроде идёт финал из Вагнеровской версии, которой я не знаю. Надо это изучить подробнее.

В конце на сцене появляются Орест и Пилад (они на среднем плане с разведенными руками). На заднем плане мужчины с вёслами качаются из стороны в сторону.



Ифигения в Тавриде
Белая полусфера. Ифигения-Т с ножом. Орест и Пилад лежат на полу. С поля поднимаются мужчины в белых окровавленных майках и уходят /в перерыве между операми идёт Троянская война/. Фоант уводит Ифигению-Т за сцену. Орест и Пилад остаются в одиночестве. Они одеты в черные штаны. На Оресте серая майка, на Пеладе серая футболка. Мечутся по сцене /они ожидают смерти/. Опускаются открытые жалюзи. Появляются два маленьких близнеца Ореста и Пилада. Маленький Орест с ножом в руке.

К маленькому Оресту подходит Скиф (Калхас из "Авлида") и отбирает нож. Маленькие двойники уходят. Пилад снимает майку. Входит Ифигения-Т. Скиф приставляет нож к горлу Пилада и уводит его. Орест остается в одиночестве. Жалюзи закрываются.
Жалюзи поднимается. Орест лежит на полу и рядом с ним аналогично лежат много разных мужчин. Слева на выступе сидит Клитемнестра с окровавленным горлом, руками и ногами.

/Начинается сцена, где Орест погружается в забытье/. Мужчины поднимают ноги в воздух и начинают ими шевелить в разные стороны. /Ореста преследуют эвмениды, среди них - тень Клитемнестры/. Клитемнестра тянет руку к Оресту. Орест поднимается, мужчины зажигают фонарики и приставляют к лицу. Появляется Агамемнон в окровавленной майке и Ифигения-А в белом платье, как в "Авлиде". Повторяется сцена из "Авлида, где Агамемнон перерезает горло Ифигении /во сне Ореста мучают воспоминания об убийстве матери/. Мужчины снимают Клитемнестру с выступа, направляют фонарики на Ореста. Орест выхватывает нож у Агамемнона.

Орест втыкает нож в Клитемнестру. Потом ещё несколько раз втыкает в неё нож, но всё тщетно. Все убегают.
Орест и Ифигения-Т остаются наедине. /Идет сцена в опере, где Ифигения встречает Ореста, но не узнаёт в нём своего брата/. Из глубины сцены на передний план выходят женщины в чёрном и потом падают на пол. Ореста уводит за сцену одна из женщин. Хор поднимается и выходит на передний план, садится вокруг Ифигении-Т. /Ифигения и жрецы, оплакивая несчастную родину, готовятся к жертвоприношению/. Долгая пауза в музыке. Хор женщин встаёт и уходит.

Входят девушки со свечками и фотографиями в рамках. Они ставят их рядом со стеной. Опускаются жалюзи. Сцена поворачивается к полусфере. Девушка передает белый конверт Ифигении-Т. Сцена крутится и Ифигения-Т по ней идёт. За жалюзи ходит Орест. Жалюзи поднимается. Новая сцена в опере - белая стена. Сцена терцета Ифигении-Т, Орест и Пилада.

Входит Скиф с ножом. Поднимает с пола конверт, который выкинула Ифигения-Т, и даёт его Оресту. Орест передаёт конверт Пиладу. Пилад его выкидывает, но прист его поднимает и опять отдаёт Пиладу. /Ифигения решила освободить одного из пленников, но друзья спорят кто останется в живых/ Скиф втыкает нож в стену. Посередине стены открывается квадратное окно. В него заходит Клитемнестра и ложится на край.

Орест вытаскивает нож из стены, угрожает Ифигении-Т /Орест угрожает покончить с собой и вынуждает согласиться на спасение Пилада/.
Сцена поворачивается. Появляются мужчины, одетые как и Пилад в серые майки.
Опускаются жалюзи. Во всём зале включается свет. Орест выходит в зал. Так как я сидел сверху, то не видел, что он делал в зале. Свет гаснет.

Сцена полусферы. Белый свет из далека. На выступе сидит Ифигения-А с чёрной шалью на голове. /На самом деле Диана-Т, т.к. по Глюку в этом месте Храм Дианы со статуей богини в центре/. Орест лежит без движения на низком стол в форме эллипса. Женщины в чёрном подходят к столу со всех сторон, встают на колени и опускают головы на стол. Появляется Ифигения-Т и Скиф. Скиф предлагает Ифигении-Т взять нож /чтобы зарезать Ореста/. Она его отталкивает. Встаёт Орест. Скиф опять предлагает Ифигении-Т нож. На этот раз она берёт его. На постаменте Ифигения-А снимает чёрную шаль с головы и далее постоянно следит головой за Ифигенией-Т. Орест берёт нож у Ифигении-Т. Приходит Фоант, предлагает взять нож Ифигении-Т и просить убить Ореста. Возвращается Пилад и выхватывает нож у Фоанта. Вместе с ним на сцену врываются мужчины в серых сайках /отряд греков/, которые начинают избивать мужчин с черных костюмах /скифы/. Орест и Пилад обнимаются. Появляется Диана-Т и все падают.

Под конец все герои и хор собираются в одном месте на полу и обнимают друг друга.

На задний план выходит Скиф с оголённым торосом, кладёт весло себе на плече и начинает покачиваться из стороны в сторону. Занавес.



DSC08543


DSC08561

Calchas | Scythe | Le ministre - Andreas Jankowitsch
DSC08569

Achille - Maxim Mironov
DSC08577

Pylade - Rainer Trost
DSC08581

Clytemnestre - Michelle Breedt
DSC08588

Oreste - Stéphane Degout
DSC08599

Agamemnon | Thoas - Christoph Pohl
DSC08607

Iphigénie | Diane - Lenneke Ruiten
DSC08613

Diane | Iphigénie - Véronique Gens
DSC08622

DSC08651
Tags: Iphigénie, breedt, fischer, gens, gluck, hussain, theater an der wien
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments